Сколько бы вы заплатили за то, чему учат вашего ребенка
в муниципальной школе?
Это сейчас не такой уж праздный вопрос: в Госдуме прошел три чтения
законопроект, по которому школы получат больше экономической
самостоятельности, а из бюджета им будут выдавать деньги только на некую
«обязательную программу», объем которой еще предстоит определить. Про
этот объем ходят разные слухи — мол, где-то в Бутове в начальных
школах уже оставляют только по два бесплатных часа чтения и два часа
арифметики в неделю. И почему-то по три часа — религии. А за остальные
уроки придется платить по 500—1000 р. Не можешь — дети останутся
недоучками.
Если кто из родителей не заметил, сейчас они остаются недоучками
бесплатно. У меня в муниципальные школы ходят двое, семиклассник
и первоклассница. Ну и дети многочисленных знакомых-ровесников. Знают
они только то, чему научились дома. По количеству инопланетных ошибок
в простых диктантах можно определить, сколько часов в неделю успевают
уделить занятиям с детьми родители и бабушки с дедушками. Сколько часов
русского языка у них в школе? Какая разница — там и не все учителя могут
диктант без ошибок написать, а чему-то научить за эти часы класс из 25
человек — задача для этих людей абсолютно непосильная. А и я бы не смог,
если подумать.
Недавно Росстат опубликовал исследование под названием «Дети
России». Из него следует, что в 2008 году на 100 учеников в наших
школах приходилось четыре компьютера (и могу себе представить каких).
На одного учителя в среднем по России приходится 10 учеников, в Москве
и Питере — 11, в Подмосковье — 12. Российский учитель в среднем получает
17 400 рублей в месяц. За эти деньги он мог бы торговать телефонами
в какой-нибудь «Евросети», а вот нянькой в семье зарабатывал бы примерно
вдвое больше.
В Штатах, по официальной статистике, на четырех школьников приходится
один компьютер, на одного учителя — чуть меньше восьми учеников.
Средняя зарплата учителя в государственной школе — $51 000 в год
(в Калифорнии — больше $60 000, в Южной Дакоте — $35 000). В месяц это
порядка 120 000 рублей, чтобы было понятнее. И это одна из самых плохо
финансируемых государственных образовательных систем в развитом мире —
цифры из социалистической Европы даже не хочется здесь приводить: они
будто из совсем другого мира. Американцы-то, как и мы в 90-е,
привыкли рассчитывать на себя, и 11% детей у них ходят в частные школы.
То есть — родители этих школьников не доверяют даже учителям с зарплатой
в $50 000.
Вы доверяете человеку с зарплатой 17 400 рублей в месяц чему-то учить
ваших детей? Если бы этот человек сам что-то умел, разве он не нашел
бы работу, которая позволяет ему не перебиваться с хлеба на квас? (И не
надо про идеалистов: они, конечно, встречались и мне среди школьных
учителей, но дураков, садистов, неумех было больше.)
Вы (как и я) каждый день отправляете ребенка из квартиры, где
на трех-четырех жителей приходится как минимум один компьютер с быстрым
интернетом, в школу, где редкие компьютеры до сих пор с гордостью
показывают гостям, как какую-нибудь нанотехнологию. Где больше шансов,
что ребенок найдет нужную информацию, хоть бы и с помощью «Яндекса»?
Я не пытаюсь здесь агитировать за приватизацию образования.
В основном потому, что опыт с русскими частными школами у меня тоже
есть. И я не призываю радоваться предполагаемому введению платы
за уроки. Как и наши «частники», директора государственных школ, получив
больше экономической свободы, наверняка потратят деньги не на
привлечение хороших учителей, а на что-нибудь бессмысленное с точки
зрения учеников и родителей. В оруэлловском мире совковой школы ни тех
ни других просто не принято слушать.
Когда я сам был школьником, было только два способа не закончить
школу дураком: учиться самому или ходить к дорогим репетиторам. Сейчас,
после крушения империи, освобождения и нового закрепления, способов все
равно два, и они ровно те же самые. Если за обычные школьные уроки
придется доплачивать — а качества обучения доплата, я уверен,
не изменит, — это не будет ни плохо, ни хорошо. Это будет сигнал.
Давайте подумаем, платить ли за бессмысленную трату времени (с которой
сейчас мы молча соглашаемся, потому что она бесплатная) — или учить
самостоятельно и с помощью наемных профессионалов. Может, введение платы
заставит нас принять не самое удобное и дешевое, но единственно
эффективное решение.
Не самое дешевое — потому что репетиторы обойдутся гораздо дороже
доплаты за муниципальное убожество. Речь идет примерно о $2 000 в месяц
за полноценную программу занятий, заменяющую школу. Не самое удобное —
потому что, если этих денег нет, придется тратить свое время, которого
обычно тоже не бывает. Но единственно эффективное, потому что остальные —
обычное самоуспокоение: мол, государство обещало бесплатное всеобщее
среднее, а теперь вот выполняет. Не выполняет оно ни черта,
ни бесплатно, ни за деньги.